Юристы и адвокаты Красногорска, объединенные платформой Красногорской юридической службы, отмечают, что в условиях ухудшения социально-экономической обстановки, вызванной пандемией коронавирусной инфекции, власти России вынуждены принимать ряд мер, направленных на преодоление негативных тенденций в финансовой сфере, сдерживания падения темпов экономического роста и повышения уровня благосостояния граждан.
К ним, в частности, относятся, финансовая поддержка малообеспеченных (бедных) и семей с детьми, увеличение пособий по безработице, отсрочка по уплате налогов и сборов, предоставление льготных кредитов для бизнеса, отмена плоской и введение прогрессивной шкалы налогов на доходы физических лиц (при доходах, превышающих 5 000 000 руб. в год вводится ставка в размере 15 %), налогообложение процентов по банковским вкладам на сумму свыше 1 000 000 руб. и др.
Коронакризис спровоцировал снятие наличности с банковских вкладов (счетов), а также отток денег из банковского сектора на фоне значительного снижения процентов по депозитам (почти вдвое в сравнении с докризисным периодом).
На этом фоне произошло увеличение количества «серых» и «черных» схем расчетов с сомнительными источниками их происхождения, а также доли теневого сектора экономики и его коррупционной составляющей, активно использующих оборот наличности.
Вышеизложенным обусловлено внимание государства к проблемам оборота денежных средств в целях максимального пополнения бюджета при сокращении наличного денежного оборота и максимальном контроле доходов и расходов участников гражданского оборота.
Вступившими в силу 10.01.2021 г. изменениями к Федеральному закону от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» расширен предмет применения «антиотмывочного» законодательства.
Федеральным законом от 13.07.2020 г. № 208-ФЗ перечень операций, подлежащих обязательному контролю, дополнен следующими:
- зачисление (списание) денежных средств на счет (вклад) юридического лица, период деятельности которого не превышает 3-х месяцев со дня регистрации, либо если операции по счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
- выплаты страхового возмещения или получение страховой премии по отдельным видам страхования;
- получение денежных средств, которые служат условием участия физического лица в азартной игре, передача или выплата физическому лицу выигрыша при наступлении результата азартной игры или выигрыша от участия в лотерее;
- почтовые переводы денежных средств на сумму, равную или превышающую 100 000 руб., либо соответствующий эквивалент в иностранной валюте;
- операции по возврату неиспользованного аванса за услуги связи на сумму, равную или превышающую 100 000 руб., либо соответствующий эквивалент в иностранной валюте;
- операции по сделке с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 000 000 руб., либо соответствующий эквивалент в иностранной валюте;
- операции по зачислению или списанию денежных средств на счет (вклад) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) на сумму, равную или превышающую 600 000 руб., либо соответствующий эквивалент в иностранной валюте.
Одновременно с этим из-под действия «антиотмывочного» Закона выведены следующие операции, ранее подлежавшие обязательному контролю:
- переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиентов;
- операции по обмену банкнот одного достоинства на банкноты другого;
- переводы денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца
По данным РИА Новости в пресс-службе Центробанка России сообщили, что «… никаких революционных изменений указанные поправки не привносят. Так, не изменилась ни сама обязанность финансовых организаций – субъектов исполнения «противолегализационных» требований представлять в финансовую разведку (Росфинмониторинг) сведения об исчерпывающем перечне операций, не изменились также и пороговые суммы самих операций, которые подлежат такому контролю… Цель изменений - снизить нагрузку на финансовые институты при информировании финансовой разведки об операциях, подлежащих обязательному контролю. Все операции, подлежащие обязательному контролю, теперь распределены между ними с учетом характера и специфики их деятельности».
Надеемся, что вводимые меры финансового контроля не отразятся на деятельности добросовестных субъектов и окажут благоприятное воздействие на состояние денежной системы и проводимых расчетов, что, в конечном счете, будет способствовать достижению целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.