На основании ст. 13 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения РФ» от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ (в ред. изм. и доп.) сотрудник органов принудительного исполнения (судебный пристав-исполнитель) обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В действительности исполнение приведенных законоположений не всегда соответствует требованиям законодательства и ожиданиям участников исполнительного производства. Наиболее значительный объем таких случаев связан с применением ареста имущества должника и принятием результатов его оценки.
Согласно ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (в ред. изм. и доп.) «Об исполнительном производстве» в целях создания условий для применения мер принудительного исполнения, а равно понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель вправе накладывать арест на имущество, производить оценку, привлекать специалистов, соответствующих требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
В соответствии со ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (в ред. изм. и доп.) «Об исполнительном производстве» оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством РФ. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки вещи, стоимость которой, по предварительной оценке, превышает тридцать тысяч рублей. Копия заключения оценщика по результатам отчета об оценке направляется сторонам не позднее трех дней со дня получения.
Анализ правоприменительной практики Красногорского РОСП ГУФССП России по МО свидетельствует, что, в целом, судебными приставами-исполнителями соблюдаются формальные требования закона:
- наложению ареста предшествует постановление об аресте принадлежащего должнику имущества в размере и объеме, необходимых для исполнения требований исполнительного документа, с учетом взыскания исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий;
- арест производится по акту о наложении ареста (описи имущества);
- для оценки арестованного имущества привлекаются специалисты, о чем выносятся постановления о назначении оценщика;
- результаты оценки принимаются судебным приставом-исполнителем по постановлению об оценке вещи или имущественного права.
Между тем, в деятельности Красногорского РОСП ГУФССП России по МО имеется множество проблем, связанных с арестным производством. В частности, массовыми и типичным из них являются:
- должники не всегда должным образом привлекаются к производству ареста принадлежащего им имущества (при формальном отражении их отказа от участия);
- в отдельных случаях имеет место отсутствие понятых (при формальном отражении их присутствия);
- копии акта о наложении ареста (описи имущества) должникам не вручаются;
- принимаются результаты оценки, выполненной специалистом, который к ее проведению в установленном порядке не назначался;
- оценка производится специалистом без выезда к месту нахождения имущества и проведения осмотра, то есть, без учета его фактического состояния;
- стоимость арестованного имущества, указанная в постановлении, занижается по сравнению с рыночной стоимостью на аналогичное имущество;
- копия заключения оценщика по результатам отчета об оценке в адрес должника не направляется.
Вышеуказанные обстоятельства являются достаточными основаниями для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об оценке вещи или имущественного права (о принятии результатов оценки).
В данной связи, по смыслу разъяснений, данных Пленумом ВС РФ в Постановлении от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (в ред. изм. и доп.), стороны исполнительного производства вправе оспорить в суде постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, либо в срок не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке в исковом порядке оспорить стоимость объекта оценки, указанную оценщиком в отчете.