Юридические услуги в Красногорске
Жилищные споры относятся к категории наиболее чувствительных и социально значимых в правоприменительной и судебной практике, что обусловлено их предметом (конституционная ценность - жилище), а также потребностями в нем для всех и каждого.
Жилые помещения могут принадлежать гражданам на праве собственности, либо находится в пользовании (предоставляться собственником) на различных основаниях. И, если право собственности является незыблемым и неприкосновенным, то право пользования, также находящееся под защитой закона, может быть прекращено или признано утратившим действие (использование).
Одни граждане могут являться нанимателями жилого помещения, предоставленного им по договору социального найма, и осуществлять совместно с членами своей семьи его фактическое использование для проживания.
Наряду с ними, правом пользования тем же жилым помещением могут обладать и другие граждане, реально (фактически) в нем не проживающие.
Например, сын нанимателя может и не вселятся в муниципальную квартиру и в ней не проживать ввиду расторжения брака своих родителей сразу после рождения ребенка, но продолжать состоять на учете по месту жительства и после достижения совершеннолетия. При этом, по достижении ребенком совершеннолетия препятствий для вселения не имелось, таких попыток он не предпринимал. Обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не исполнял.
Каких-либо конфликтов с отцом, препятствующих проживанию, потенциальных или реальных обстоятельств, исключающих, либо затрудняющих осуществление правомочий пользования спорным жилым помещением не имелось.
Таким образом, отсутствие гражданина, не вселявшегося в период несовершеннолетия по месту регистрации (жительства), и после достижения им совершеннолетия носило осознанный, добровольный и постоянный характер (никак не вынужденный и временный).
По смыслу действующего законодательства, договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 3 ст. 83 ЖК РФ).
Из разъяснений, данных Пленумом ВС РФ в Постановлении № 14 от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», следует, что при установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
В свете системного толкования приведенных законоположений следует, что граждане, не вселявшиеся или не проживающие в муниципальном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, не имеют каких-либо оснований для дальнейшего пользования квартирой в связи с добровольным односторонним расторжением договора социального найма по основанию ч. 3 ст. 83 ЖК РФ.
Являясь стороной договора социального найма, они осознанно и добровольно выразили волю на осуществление принадлежащих им прав и обязанностей путем полного и окончательного отказа в одностороннем порядке от их реализации.
Поскольку сохранение их формальной регистрации умаляет права лиц, фактически проживающих в жилом помещении, постольку признание утратившими право пользования жилым помещением является безусловным и достаточным основанием для снятия с регистрационного учета по месту жительства тех, кто в нем не проживает (при соответствии всем вышеперечисленным признакам отсутствия).
Как нам представляется, совокупность приведенных обстоятельств и правового обоснования является достаточной для удовлетворения судом исковых требований о признании утратившим право пользования жилым помещением. В свою очередь, данное решение будет являться основанием для органов внутренних дел по вопросам миграции для снятия с регистрационного учета.