Судебное представительство в Красногорске
Споры, связанные с определением происхождения ребенка, занимают ключевое значение в судопроизводстве по семейным делам, поскольку влияют на подтверждение, возникновение или прекращение взаимных прав и обязанностей родителей и детей.
Согласно семейного законодательства, отец и мать, состоящие в браке, записываются в книге записей рождений родителями по заявлению любого из них. Если они не состоят в браке, запись о матери производится по ее заявлению, запись об отце - по их совместному заявлению, либо заявлению отца или решению суда.
Исходя из изложенного, для производства записи об отце ребенка предоставление каких-либо подтверждений биологического отцовства не требуется. Иными словами, - последнее предполагается пока в установленном порядке не доказано иное, что является дискуссионным положением, требующим отдельного исследования.
В соответствии с п. 1 ст. 52 СК РФ запись родителей в книге записей рождений может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия, опекуна (попечителя) ребенка, опекуна родителя, признанного судом недееспособным.
Из разъяснений, данных Пленумом ВС РФ в Постановлении от 16.05.2017 г. № 16 (в ред. изм. и доп.) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей» следует, что, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что лицо, записанное отцом ребенка, не является его биологическим родителем, суд вправе вынести решение об удовлетворении иска об оспаривании записи об отце в записи акта о рождении. Решение суда об удовлетворении указанного требования является основанием для аннулирования соответствующих сведений.
Приведенные законоположения в полной мере находят свое применение в практике судопроизводства по гражданским делам, осуществляемого Красногорским городским судом МО.
Так, стороны непродолжительное время состояли в зарегистрированном на территории РФ органом ЗАГС браке, во время которого появился ребенок, при регистрации акта рождения которого супруг указан в качестве его отца.
Исходя из даты рождения ребенка и сроков беременности, его мать на момент предполагаемой даты зачатия три дня отсутствовала дома. По мере взросления ребенка супруг стал сомневаться в происхождении дочери от самого себя, для чего провел молекулярно-генетическое исследование, выполненное ООО «ИнЛаб Генетикс».
По результатам лабораторного анализа биологических образцов предполагаемого отца и ребенка, сделано заключение, что супруг может быть исключен как биологический отец дочери. Вероятность отцовства 0 %. Согласно заключения специалиста, фактически биологическим отцом он не является.
Приведенные обстоятельства на протяжении длительного времени скрывались и стали известны после получения результатов исследования. На момент рождения ребенка и в течение последующих полутора лет никто (кроме матери) о них не знал.
В ходе последовавшего разговора с женой последняя признала факт супружеской измены и рождения ребенка от другого мужчины, что стало ей известно уже в роддоме после определения группы крови ребенка.
Семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав. Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства.
Совокупность приведенных обстоятельств и правового обоснования легла в основу искового заявления об исключении из записи акта о рождении сведений об отце ребенка.