Юридическая помощь в Красногорске
Красногорской городской прокуратурой используется комплекс надзорных мероприятий, направленных на выявление и применение мер прокурорского реагирования по выявленным нарушениям законодательства в области безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. изм. и доп.) основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), входят в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 1604.
В ходе прокурорской проверки истребуются сведения о постановке на диспансерное наблюдение у врача психиатра-нарколога лиц, имеющих право управления транспортными средствами. При получении соответствующих данных из ГБУЗ МО «Красногорская городская больница» и отдела ГИБДД УМВД России по г.о. Красногорск формируются и подаются административные исковые заявления о прекращении действия права управления транспортными средствами.
Так, в ходе производства по одному из таких дел в Красногорском городском суде ответчику стало известно о его постановке на диспансерное наблюдение у врача психиатра-нарколога психоневрологического отделения «Красногорская городская больница» год назад с диагнозом: «Синдром зависимости от алкоголя II ст.».
При обращении в психоневрологическое отделение «Красногорской городской больницы» в получении каких-либо сведений и документов, связанных с пребыванием на учетах у психиатра-нарколога и возникающими в связи с этим обязанностями, было отказано.
Считаем решение о постановке на диспансерное наблюдение у врача психиатра-нарколога незаконным и необоснованным исходя из следующих обстоятельств.
На основании ст. 5 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан, мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также исходя из приоритета интересов пациента (ст. 6 Закона). В корреспонденции с этим ст. 9 Закона предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством РФ.
Порядок диспансерного наблюдения за лицами с расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержден Приказом Минздрава России от 30.12.2015 г. № 1034н. В соответствии с ним предварительный диагноз наркологического расстройства устанавливается в течение первых суток с момента поступления на основании данных клинического обследования, результатов лабораторных исследований. Клинический диагноз наркологического расстройства устанавливается в течение 72 часов с момента поступления пациента на основании данных клинического обследования, результатов инструментальных и лабораторных исследований, динамического наблюдения.
Диспансерное наблюдение организуется при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме, данного с соблюдением требований, установленных ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». При проведении диспансерного наблюдения врач-психиатр-нарколог информирует пациента, находящегося под диспансерным наблюдением, о порядке, объеме, сроках и периодичности наблюдения.
Ответчик какими-либо наркологическими расстройствами не страдал, признаков расстройства поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ не демонстрировал. Предварительный и клинический диагноз наркологического расстройства установлены формально, без достаточных к тому оснований (безосновательно).
Информированного добровольного согласия на диспансерное наблюдение не давал. Врачом психиатром-наркологом о порядке, объеме, сроках и периодичности наблюдения не информировался.
Таким образом, решение о постановке на диспансерное наблюдение у врача психиатра-нарколога принято без достаточных к тому материально-правовых оснований, с нарушениями правил и процедур его реализации (процессуального порядка).
Решение о постановке на диспансерное наблюдение у врача психиатра-нарколога нарушает права, свободы и законные интересы, создает препятствия к их осуществлению.
При таких обстоятельствах спорное решение подлежит отмене, а ответчик – прекращению диспансерного наблюдения, что влечет отказ в удовлетворении административных исковых требований о прекращении действия права управления транспортными средствами.