Юридическая помощь и услуги в Красногорске, оказываемые юристами и адвокатами, предполагают защиту прав и интересов доверителей в Красногорском городском суде по вопросам обжалования решений об отказе в возбуждении уголовного дела, принятых, например, должностными лицами УМВД России по г.о. Красногорск, либо СО по г. Красногорск ГСУ СК РФ по МО.
До определенного момента всегда и все исходят из добросовестного заблуждения о защищенности государством своих интересов от различного рода угроз их нарушения, в том числе, от преступных и иных противоправных посягательств. И для этого есть все предпосылки, поскольку в России создана и функционирует масштабная система правоохранительных органов, имидж которой постоянно подогревается различными реформами и нововведениями.
Однако, реальная деятельность последней не всегда вызывает одобрение и доверие в обществе в силу своей малой подвижности (обращенности к интересам отдельно взятого человека) и эффективности (достижения целей каждым обратившимся за защитой и помощью). Причем, отдельными представителями системы в расчет не берется даже пресловутая тяжесть и категория преступления. Тишина и бездействие по проверке заявлений наблюдается с их стороны начиная, например, с подделки документов по регистрации, мошенничества с земельными участками до убийства двух и более лиц.
Повсеместно граждане обращаются в полицию, следственные органы и прокуратуру с заявлениями о фактах готовящихся, совершающихся или совершенных преступлений в надежде на восстановление социальной справедливости. Данное выражается в их стремлении пресечь противоправную деятельность, изобличить преступников и способствовать привлечению последних к уголовной ответственности, то есть реализации принципов всеобщности и неотвратимости наказания.
К огромному сожалению, многим из них приходится сталкиваться с полным равнодушием и безучастностью должностных лиц по исполнению своих прямых служебных обязанностей, которыми принимаются необоснованные преждевременные решения об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием событий или составов преступлений. Подобными решениями, не отвечающими требованиям законности и обоснованности, причиняется ущерб конституционным правам и свободам заявителя на государственную защиту прав и законных интересов, неправомерно ограничивается или затрудняется доступ к правосудию.
Между тем, в силу ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения (с возможностью последующего продления).
Следует отметить, что для исключения всякого произвола и субъективизма законодатель намеренно указывает на способы проверки сообщений о преступлениях: получение объяснений, образцов для сравнительного исследования, истребование документов и предметов, их изъятие, назначение экспертизы, получение заключений эксперта, производство осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требование о производстве документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлечение специалистов, дача поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Приведенные способы проверки заявлений и сообщений граждан подлежат применению не ради и для осуществления, а в целях получения конкретных результатов – фактов и сведений, необходимых для принятия процессуальных решений.
На практике проверки поданных гражданами заявлений о преступлении либо вовсе не проводятся, либо ограничиваются поверхностным или формальным разбирательством. В других случаях предмет проверки не связан с содержанием заявленных доводов и приведенных обстоятельств (предметом обращения).
Зачастую каких-либо мер, связанных с установлением местонахождения лица, в отношении которого подано заявление, получением его объяснений, проверкой и документированием причастности фигурантов к предполагаемому преступлению, не предпринимается.
Вопиющим примером беззакония являются случаи, когда заявитель для дачи объяснений не вызывается, иным образом его позиция не выясняется, с момента подачи заявления пребывает в полном неведении о судьбе своего обращения. В последующем вынужден добиваться получения сведений и документов о результатах проверки самостоятельно (вынесенные постановления в адрес заявителя не направляются), длительное время обивая пороги правоохранительных органов.
Совершенно очевидно, что ввиду неполноты проверочных мероприятий отсутствует какая бы то ни было возможность принятия законного и обоснованного решения, а неустановление местонахождения лиц, причастных к совершенному преступлению, основанием для отказа в возбуждении уголовного дела является не может.
Порочной практикой отказов в возбуждении уголовного дела являются случаи принятия подобных решений по мотивам отсутствия возможности проведения всех проверочных мероприятий в установленные законом сроки, поскольку УПК РФ такого основания не предусматривает.
Закон также не связывает возможность квалификации заявленных обстоятельств предполагаемого события преступления в качестве гражданско-правовых отношений с отсутствием достаточных и убедительных подтверждений предмета обращения, при наличии признаков неполноты проверочных мероприятий и преждевременности выводов проверяющих.
Содержание всех вышеприведенных обстоятельств может явится основанием для обжалования процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела в административном (досудебном), либо судебном порядке.
Право на судебное обжалование предусмотрено ст. 125 УПК РФ, по смыслу которой постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.
Предметом жалобы могут быть требования заявителя о признании незаконным и необоснованным решения об отказе в возбуждении уголовного дела, его отмене и обязании принятия мер по устранению допущенных нарушений.
Примечательно, что в Красногорском городском суде в подавляющем большинстве случаев рассмотрение жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ оканчивается вынесением постановлений о прекращении производства ввиду отсутствия повода для проверки законности и обоснованности действий (бездействия) или решения должностного лица, осуществляющего уголовное преследование.
Указанное становится возможным ввиду представления в распоряжение суда постановлений заместителя Красногорского городского прокурора об отмене обжалуемого постановления об отказе в возбуждении уголовного дела как необоснованного и преждевременного, с направлением материалов проверки на новое рассмотрение (дополнительную проверку).