Во все исторические периоды стратегические интересы правовой государственности и гражданского общества требуют принятия надлежащих мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, в том числе, в области минимизации рисков от преступных и иных противоправных посягательств.
Особую актуальность вопросы предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений имеют в настоящее время в условиях глобальной нестабильности международных отношений, роста проявлений религиозного экстремизма и ксенофобии, транснациональной преступности, а также националистических течений как деструктивных факторов, угрожающих всему миропорядку в целом и отдельным национальным государствам по отдельности, в той или иной степени.
Применительно к Российской Федерации значимость уголовной политики возрастает с учетом проводимых реформ и преобразований практически во всех сферах жизнедеятельности, масштабной реализацией приоритетных национальных проектов с выделением многомиллиардных средств на их финансирование, осуществлением амбициозных целей борьбы с коррупцией, организованной преступностью и международным терроризмом.
Особо чувствительной сферой, по-прежнему, остается борьба с преступлениями в сфере экономической деятельности, среди несовершеннолетних, в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также высоких технологий, приобретших иные качественные и количественные свойства.
Таким образом, эффективная защита национальных ценностей и приоритетов российского государства требует формирования и поддержания правопорядка, обеспечивающего его поступательное и результативное социально-экономическое, административно-правовое, политическое и духовно-культурное развитие.
Названное предопределяет современный концептуальный подход к совершенствованию отечественного законодательного регулирования, построению системы и структуры правоохранительных органов, ревизии мер прокурорского реагирования, оптимизации судопроизводства по уголовным делам, формированию правовой культуры и др.
Продолжается поиск общественного компромисса и баланса идей о гуманизации и демократизации уголовной политики, декриминализации уголовно наказуемых деяний, с одной стороны, расширении сферы применения уголовного закона (криминализации уголовно наказуемых деяний) и ужесточения мер уголовной ответственности, с другой.
Все это в очередной раз приводит к научным исследованиям о преступлениях и преступности как исторически изменчивых социально-правовых явлениях, неизбежно сопровождающих становление и развитие любого государственно организованного общества, а также к вопросу о разграничении преступлений от иных видов противоправных проступков.
Концепция уголовной политики неизменно отводит ведущую роль в борьбе с преступлениями уголовному закону как единственному источнику уголовного права, который нормативно определяет понятие преступления как виновно совершенного общественно опасного деяния, запрещенного настоящим Кодексом под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ).
При этом, уголовный закон исходит из того, что деяние, не представляющее общественной опасности, но содержащие признаки какого-либо преступления (малозначительность), не является основанием для привлечения к уголовной ответственности (ч. 2 ст. 14 УК РФ).
Напротив, характер и степень общественной опасности деяния, запрещенного уголовным законом, определяет степень тяжести преступления от небольшой, средней, тяжкой до особо тяжкой, что влияет на вид и размер назначаемого по приговору суда наказания (ч. 1 ст. 15, ч. 3 ст. 60 УК РФ).
Законодательная техника уголовного закона (УК РФ) наряду с введением понятия единичного (единого) преступления оперирует также и понятием «совокупности преступлений» (ч. 1 ст. 17 УК РФ), в качестве которой рассматривает совершение двух и более преступлений, ни за одно из которых лицо не было осуждено.
По справедливому утверждению В.Н. Кудрявцева, квалификация преступлений представляет собой установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой, то есть она представляет собой и юридический процесс и правовой результат.
Классификация преступлений на единичные и совокупные производна от социальной природы преступлений, а также необходимости адекватной и справедливой борьбы с ними.
При совершении единичного преступления происходит посягательство на один объект уголовно-правовой защиты, как правило, одним действием с одной формой вины.
Ввиду указанного правовая квалификация совершенного производится по одному составу преступления, предусмотренному одной правовой нормой Особенной части УК РФ.
Однако, в правоприменительной практике распространены случаи квалификации деяний, связанных с совершением многообразных (сложных) действий в продолжительный период времени, охваченных разными целями и направленных на различные объекты уголовно-правовой защиты. Равным образом указанное относится и к деяниям, совершаемым в форме бездействия.
Здесь важно достоверное и обоснованное установление момента окончания одного (единичного) преступления и совершение другого оконченного единичного преступления, образующих реальную совокупность всех преступлений.
Исходя из конструкции составов преступлений в Особенной части УК РФ возможны случаи совершения нескольких деяний, посягающих на несколько объектов уголовно-правовой защиты, но квалифицируемых по одной или нескольким частям УК РФ (преступления с квалифицирующими признаками деяния).
Именно этим обусловлена научная значимость проблематики, связанной с разграничением единичного преступления от совокупности преступлений, а также от продолжаемого или длящегося преступления, являющихся по своей природе едиными преступлениями.
Так, из разъяснений, данных Пленумом ВС РФ в Постановлении № 29 от 27 декабря 2002 г. «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» следует, что от совокупности преступлений следует отличать продолжаемое хищение, состоящее из ряда тождественных преступных действий, совершаемых путем изъятия чужого имущества из одного и того же источника, объединенных единым умыслом и составляющих в своей совокупности единое преступление.
Началом такого преступления считается совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, а окончанием - момент совершения последнего преступного акта.
Для разграничения единого преступления от продолжаемого наряду с объективными и субъективными признаками состава преступления учету подлежат: временны признаки преступной деятельности (время преступления); территориальные признаки преступной деятельности (место преступления); организационные признаки преступной деятельности (орудия и средства преступления) и др.
Длящееся преступление – деяние, связанное с совершением первоначального акта преступного поведения, характеризующегося продолжающейся природой объективного протекания во времени и пространстве. Как правило, данный вид преступлений связан с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенной на субъекта преступления обязанностью, которую он мог и должен был исполнить.
Известное практическое и научное значение имеет также классификация преступления на составное и с альтернативным составом.
Составное преступление совершается посредством двух или нескольких действий, законодательно объединенных в качестве единого преступления в конструкции состава преступления. В данном случае происходит одновременное посягательство на несколько объектов уголовно-правовой охраны, связанных своим внутренним единством.